Домашняя страничка бас-гитариста
и музыканта-диссидента Михаила Крайнова

Принцип занятий
    Основной принцип занятий — изучение самых разных аспектов и школ игры на бас-гитаре. В конце концов, профессиональный уровень того или иного музыканта определяется именно совокупностью этих аспектов. Начинающие же басисты (да и не только басисты) часто совершают ошибку, выдергивая из общего контекста игры того или иного профи отдельные «фишки», но при этом игнорируют фундаментальные основы. «Фишки» — штука, конечно, хорошая, но на одном тэппинге или брашинге далеко не уедешь. Работа с серьезным материалом требует серьезного и вдумчивого подхода, а не «развлекухи». Поэтому если вы расчитываете поддерживать длительный контакт с вашим инструментом, смиритесь с необходимостью выбросить из головы всяческий хлам и приготовьтесь впитывать информацию.

    Приходя на занятия, вы должны четко понимать, в чем заключаются мои функции, как преподавателя, а в чем ваши, как ученика. За то время, пока я занимаюсь обучением (более 3-х лет), мне часто приходилось видеть людей, которые сами не понимали, зачем пришли. Складывалось впечатление, что в голове у них одна мысль: «Все, я пришел к преподу, а завтра стану крутым музыкантом». То есть, если они пришли к преподавателю, то скоро они обязательно научатся хорошо играть на бас-гитаре. Когда же они понимали, что инструмент, который выбрали — не просто полено с меньшим количеством струн, чем на гитаре, а сложный и многогранный инструмент, то удивлению их не было границ. Они даже не представляли себе, что профессионализм — это качество, нарабатываемое годами упорных занятий. Такие люди, как правило, ничему не учатся, а если и учатся, то уже потеряв немало времени. Причина тому — неправильная мотивация.

    Основываясь на личном опыте, я сделал вывод: какова мотивация, таков и прогресс ученика. Решение взять в руки инструмент и идти к преподавателю должно быть обдуманым и правильно мотивированным. Суть в том, что когда я даю ученику классические риффы (James Jamerson, Jaco Pastorius, Francis Rocco Prestia, Larry Graham) или хрестоматийный блюз, то он должен думать об этом, а не крутить в голове музыку своей любимой или любой другой группы. Современная музыка — это, конечно, круто, но, как заметил профессор Преображенский, «двум богам служить нельзя». Или, говоря языком точных наук, сложно научиться умножать, думая о делении; сначала одно, а потом — другое. Если же вам скучно играть «старье», и вы хотите сразу «круто рубить», то, боюсь, вы пришли не по адресу. Будьте адекватны реалиям, и у вас все получится!

    Теперь, собственно, о самом процессе обучения. Он включает в себя следующие разделы:

    1. Постановка рук и звукоизвлечение
    Постановка рук и звукоизвлечение являются базовыми и очень важными составляющими саунда любого музыканта: ведь именно они определяют его «чистоту», контроль над сустейном, динамическую/ритмическую точность и многое другое. Мнение о том, что «неправильной постановки рук не существует», безусловно, верное, однако только тогда, когда музыкант может четко и внятно сыграть то, что от него требуется. В противном случае постановку надо корректировать. Естественно, постановка может меняться в зависимости от того или иного фрагмента или же технического приема (например, слэпа) даже в рамках одной композиции, но ее «правильность» при этом страдать не должна.

    2. Ритмическая точность
    Ритмическую точность необходимо вырабатывать с самого начала занятий вне зависимости от исполняемого материала (упражнений, этюдов, рифов и т. д.). Поэтому изначально будьте готовы к работе с метрономом, потому как все задания надо будет делать под него. Практика показывает, что исполнение медленных, с точки зрения «попадания в темп», тем многим дается труднее, чем исполнение среднетемповых и быстрых вещей, поэтому основной упор делается именно на ровное исполнение медленных тем.

    3. Музыкальная теория
    Каждый уважающий себя и своих коллег музыкант должен обладать хотя бы минимальной теоретической базой. В нее входят: нотный стан, расположение нот на грифе инструмента, построение аккордов, ладообразование в рамках диатонической и условно-диатонической системы, квинто-квартовый круг тональностей, хрестоматийные гармонические обороты и многое другое. Эти знания позволят вам более продуктивно взаимодействовать с коллегами по группе и, главное, четко понимать что вы играете.

    4. Технические приемы
    Арсенал технических приемов современных басистов достаточно широк. На занятиях мы рассмотрим классический fingerstyle, игру 3-мя пальцами (basstream), слэп (в том числе double thumb а-ля Victor Wooten), тэппинг (линейный и touche style), флажолеты (натуральные, искусственные, тэппинговые), scratch и т.д. Особенности каждого приема демонстрируются на конкретных примерах известных композиций и тем.

    Теперь об организационной части:

    инструмент на занятия лучше приносить свой, потому что так мне будет проще объяснить вам, как играть ту или иную тему, учитывая особенности вашего инструмента. Также рекомендую обзавестись нотной тетрадью;

    и вы что-то не понимаете, то вопросы только приветствуются, так как они свидетельствуют о вашей заинтересованности. Спрашивать полезно, так что стесняться ни к чему;

    рекомендуемая посещаемость — один раз в неделю. При систематических занятиях ученика (не менее полутора часов в день) разобрать то или иное упражнение (тему) вполне реально. Если ученик по каким-то причинам не может прийти на запланированное занятие, то предупредить об этом он обязан заранее, чтобы не ставить под сомнение свою репутацию. Уважайте себя и своего преподавателя.

    Играйте и выигрывайте вашу музыку!

    «Благодаря Михаилу, я стала больше значения предавать изучению музыкальной теории, на которую раньше смотрела сквозь пальцы. Он в доступной форме изложил основные принципы ладообразования и др. Работа над риффами известных басистов помогли мне совершенствовать такие приёмы как слеп, теппинг, флажолеты, мёртвые ноты и динамику в целом.»
    Марина Малахова, «Вольная стая»


    «Отличный преподаватель! За год систематических занятий с „нуля“ я овладел массой приемов, которые успешно применяю в своей игре. Михаил объясняет все очень доходчиво и понятно, приятный в общении человек. Благодарен ему за переданный мне опыт. Всем советую!»
    Николай Яковлев, «Riverstone»


    «Михаил — человек, перевернувший мое представление о функциях бас-гитары. Он развернул передо мной полноту и глубину возможностей инструмента. Ведь когда-то я и мечтать не могла о том, чтобы прикоснуться к творениям мэтров бас гитары (Жако Пасториуса, Виктора Вутена, Ларри Грэхэма, Т. М. Стивенса, Фли, Стенли Кларка).
    Меня сразу поразила его манера и стиль преподавания. Проанализировав, переиграв массу произведений, взяв от каждого самое лучшее, он разработал свою методику обучения. С первого урока грамотно, а главное доступно объясняет и показывает многообразие приемов и техник игры. Он учит правильно мыслить, понимать и чувствовать музыку. Михаил прекрасно находит индивидуальный подход к каждому ученику, не переделывая „под себя“, а помогая найти свой стиль игры. На каждом занятии можно узнать что-то новое, как теоретически, так и практически.»
    Наталья Переверзева, «Аэлла»


    «На занятиях были разобраны: ритмика, динамика, муз.теория, например, построение аккдордов, ладообразование; слэп, основы тэппинга и звукоизвлечение... Сами занятия были весьма интересными, всё что было раньше непонятно, было объяснено буквально на пальцах. В ходе занятий узнал много интересных фишек... Так же уроки с Михаилом помогли сформировать мне свою манеру игры, понять, что такое „вкусное“ звучание бас-гитары.»
    Дмитрий Пронин, «Старая волна»
на главную   принцип занятий  

© 2007—2008 Михаил Крайнов
Электронная почта: icewindblast@mail.ru

Hosted by uCoz